Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 07.08.2020, 02:12

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 6 "Колокольчик" села Стародубского Буденновского района"

     Сайт МДОУ д/с № 6 "Колокольчик"
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование валеологической культуры у дошкольников

дата публикации 03.05.2017г.

Дата добавления 25.07.2015г.

«Формирование валеологической культуры у дошкольников»

     Приоритетным направлением нашего детского сада является «Воспитание здорового ребенка».

     Коллектив д/сада активно включился в поиск эффективных путей сохранения здоровья детей, формирования основ культуры здоровья. Мною был разработан проект «Азбука здоровья», в основу которого положена неподлежащая сомнению аксиома: ребенок – главная ценность общества. Чтобы сохранить, укрепить и восстановить здоровье своих воспитанников, я разработала профилактические мероприятия – оздоровительная гимнастика, корригирующая, дыхательная; занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, массовые спортивные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, дополнила физкультурный уголок в групповой комнате недостающим материалом.

     Одним из этапов моей работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитание ребенка.
В младшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию опыта личности, отношение к своему здоровью существенно меняется, но дается смешение понятий «здоровый», как большой и «здоровый», как не больной. 
Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью. Более отчетливо определяют угрозы здоровью: как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками и пр.), так и от внешней среды. 
При определенной воспитательной работе дети связывают понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают воспринимать занятия «физкультурой как укрепление здоровья, а в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять психическую и социальную стороны компонентов здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня заболела голова»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также в неосознании опасностей нездорового поведения, которое в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Задача «Охрана и укрепление здоровья детей» наиболее актуальна на сегодняшний день. Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста болезней, привели к резкому ухудшению роста заболеваемости, увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Рост болезней настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.

Обучение здоровью,  адресующее к сознанию, должно быть тесно связано с воспитанием. И решать это надо в детском саду. Поэтому наше дошкольное учреждение начало заниматься проблемой оздоровления детей.

     Нужно научить ребенка различать недостатки и достоинства (свои и других людей). Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов. При помощи органов человек воспринимает окружающий мир. И они взаимосвязаны друг с другом. Поэтому важно научить ребенка соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья уже с дошкольного возраста.

     В начале своей работы я разработала перспективный план по ознакомлению детей с элементарными представлениями об организме, сведениями по анатомии и физиологии человека, с правилами здорового питания, с гигиеной тела, как правильно пользоваться опасными предметами, как вести себя с незнакомыми людьми.

     Сразу же столкнулась с некоторыми трудностями. Не хватало нужной литературы, оборудования, иллюстраций, со временем стали приобретать недостающую литературу, детскую энциклопедию о человеке, практический материал для проведения опытов. Первое время я была не уверена в своей работе, думая, что детям такие сведения не по возрасту, они не будут заинтересованы этой проблемой. Но потом убедилась, что многие дети интересуются здоровьем, они увлеклись этим. Им нравится проводить эксперименты: «Как мы ощущаем вкус пищи», «Определи по запаху» и такие опыты,  как: «Как работает желудок», «Сердце бывает слабым и сильным», «Путешествие пирожка», «Много ли в легких воздуха». Задают очень много вопросов. А чтобы правильно и понятно ответить на эти вопросы, приходится много читать, подыскивать нужный материал, сопровождать его наглядным материалом, готовить красочные иллюстрации. Для этого  я использую «Детскую энциклопедию», «Я человек», «Уроки Мойдодыра», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей», «Тридцать уроков здоровья».

     Наверное ни у кого не вызовет сомнение, что знания, которые мы хотим передать детям, следует облечь в образную форму. Нужно вызвать у детей сильный эмоциональный отклик: увлечь, захватить, обрадовать, удивить. Почти все занятия проходят в форме игры, с присутствием сказочных героев, с сюрпризными моментами.

     Например, на занятии «Вылечи меня» я использовала сюжет сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». К детям - айболитам приходили больные звери, а они оказывали им первую помощь:  обрабатывали раны, лечили зубы, лечили от кашля, оказывали первую помощь при перегреве на солнце и т.д.

     А на занятии «Берегите зубы с детства» дети помогали Буратино правильно выбрать щетку для зубов, объясняли ему, для чего нужно чистить зубы. Частым гостем на занятиях стал Незнайка. Каждый ребенок старается научить его, это доставляет им большую радость, удовольствие от того что они многое умеют и знают. Материал для занятий подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Начинаю от простого к сложному. Дети вначале знакомятся с понятиями «здоровье», что это такое, что может делать здоровый человек, какую пользу он приносит обществу. Знакомлю с правилами сохранения и укрепления здоровья. Раздел «Правила гигиены» - ориентирован на соблюдение гигиенических правил по уходу за толом, знакомство с режимом дня, закаливающими процедурами и правильным питанием. Раздел «Вредные привычки» - знакомит дошкольников с вредными привычками, включает игры, упражняющие в выборе правильного поведения. Например, игра «Так или не так». В этой игре есть несколько вариантов-ответов, дети выбирают из них 1 правильный. Постепенно материал усложняется, дети уже начинают знакомиться со строением тела, его органами, с функциями этих органов, учатся беречь их и защищать от повреждений. И опять это сопровождается иллюстрированным материалом.  Весь этот материал дети получают как на занятиях, так и в свободное время, в виде игр, развлечений. Занятия провожу со всеми детьми и с подгруппами, или индивидуально, по желанию.

     Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

     Мы сегодня много говорили о здоровье детей, но ведь и от здоровья  педагога тоже многое зависит. Существует много причин, разрушающих наше здоровье, и основная из них – неумение противостоять стрессам. Сейчас я вас познакомлю с одним из способов борьбы со стрессом.

 

Вот такое упражнение «Изобрази эмоцию»:
1. Сегодня день зарплаты, а Вы после звонка в бухгалтерию, узнаёте, что сегодня зарплаты не будет. 
2. У вас сегодня День рождения и к Вам не пришли гости. 
3. Вы узнаете из новостей, что уже в 2014 году отпуск воспитателя увеличили до 80 дней. 
4. Ваш детский сад переводят на круглосуточный режим работы. 
5. Заведующая д/с уходит в отпуск, и Вас назначает исполняющей обязанности (И. О.) .
6. Завтра состоится День здоровья с выездом на природу. 
7. В компоте попался червяк. 
8. В связи с высокой занятостью населения для работников детских садов введена 6-дневная рабочая неделя
9. Буденновская поликлиника не получила очередную лицензию, медосмотр придется проходить в Ставрополе.
10. Вас пришли проведать бывшие воспитанники.

 

 

И закончить свое выступление я бы хотела следующими словами:

 

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

-->
Вход на сайт
Полезные ссылки
Поиск
Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • 356836
    Российская Федерация ,
    Ставропольский край,
    Буденновский район,
    село Стародубское,
    ул. Советская, 22
    Телефон 8(86559) 64-2-97
    МДОУ д/с № 6 "Колокольчик"
    Copyright © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz